История Севастопольского и Крымского месторазвития с первобытных времен до наших дней

Месторазвитие Севастополя и Крыма с древнейших времён привлекало людей магией необъяснимых и загадочных черт. Древность постоянно воспринимается в ореоле мистических сказаний, но даже позже во времена Византии Херсон с юго-западным нагорьем и крымские степи воспринимались как самостоятельные части полуострова со своей неповторимой судьбой.

Кабаченко А.П., Коваленко В.В., Матросов М.А. История Севастопольского и Крымского месторазвития с первобытных времен до наших дней

 

Месторазвитие Севастополя и Крыма с древнейших времён привлекало людей магией необъяснимых и загадочных черт. Древность постоянно воспринимается в ореоле мистических сказаний, но даже позже во времена Византии Херсон с юго-западным нагорьем и крымские степи воспринимались как самостоятельные части полуострова со своей неповторимой судьбой. В отличие от Херсона и Крымских степей на третью часть Крыма – Боспор кто-то постоянно нападал. Он вынужден был подстраиваться под греков, гуннов, византийцев, хазар, славян, но татары там почему-то не селились. Под влиянием местожительства, за незначительное по историческим меркам время, крымские татары, например, выработали южнобережный, горный и степной диалекты своего языка. Крым локализован как единое пространство, но география, климат, рельеф делят его на субрегионы, и за каждым из них тянется шлейф неповторимой исторической судьбы.

Г.А. Потёмкин в письме к Екатерине II подчёркивал сакральный статус этого места: «Таврический Херсон – источник нашего христианства, а потому и людскости, уже в объятиях своей дщери. Тут есть что-то мистическое». Вслед за Потёмкиным В.В. Путин отмечал: «Здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. … И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древние Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение».

Понятие «сакральный» затрагивает сферу явлений, относящихся к божественному, религиозному в отличие от светского, мирского. Сакральное связано с трансцендентным или, говоря словами С.Н. Булгакова, с ноуменальной стороной «того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история». По словам Н.А. Бердяева характер «исторического процесса предполагает глубочайшее столкновение и взаимодействие Божества и человека, Божественного Промысла… и человеческой свободы». Понятие «сакральный» применимо и к пространствам, наделённым особыми свойствами, неким магнетизмом, тысячелетиями влекущим людей к этой земле. Оно справедливо в отношении как Крыма в целом, так и для его юго-западного угла – Гераклейского полуострова, на котором в античные времена стоял полис Херсонес, (в средние века – византийский Херсон, Корсунь – в русских летописях), а с 1783 года – российская крепость Севастополь. Между названиями этих городов, разделённых временем, но обладающих одними географическими координатами, существует не только пространственная, но и духовная преемственность.

По свидетельству археологов, пещерным стоянкам людей, живших на территории Крыма, не менее ста тысяч лет. Там находят кости носорогов, мамонтов, северных оленей, медведей, диких и одомашненных лошадей и других животных. В пятом тысячелетии до нашей эры началось массовое переселение из пещер в степную часть Крыма. Согласно данным раскопок, уже за две тысячи лет до нашей эры люди занимались здесь скотоводством, земледелием, строили каменные дома. Велась бартерная торговля с племенами Северного Причерноморья, Малой Азии и бассейна Эгейского моря. В Крыму найдены железные предметы, обнаружены первые следы пребывания тавров и древних греков.

Карта: «Древние контуры Севастопольского и Крымского месторазвития».

Ионийские греки приплыли с западного побережья Малой Азии и уже в середине VII в. до н. э. основали первую колонию на острове Березань, а через полвека построили город Ольвия. В VI в. до н. э. на территории Крыма ими было создано около ста поселений. В греческих колониях административной единицей был полис, состоявший из города и окружавшей его территории – хоры. Полис обладал полной политической автономией.

Местные тавры и греки соединились в синкретическом культе Девы, объединившей черты таврской богини Девы, известной эллинам со времён Троянской войны, и греческой Артемиды, рождённой на крохотном островке Делос. Культ Девы известен только в Херсонесе, её почитали своей царицей, чеканили её образ на монетах, клялись её именем.

Карта: «Древнегреческие укреплённые поселения в Севастополе и Крыму».

Господствовавшие на полуострове скифы и сарматы подчинились понтийскому царю Митридату VI Евпатору, а затем его победителям – римлянам. Херсонес стал военной и морской базой римлян в Северном Причерноморье. Среди жителей полиса появились общины представителей монотеистических религий – иудаизма и христианства. Согласно преданию, первым проповедником христианского вероучения стал апостол Андрей Первозванный, прошедший вдоль Южного берега Крыма путь от Боспора до Херсонеса. Каменоломни в окрестностях города стали местом ссылки христиан во время гонений. Здесь на каторжных работах трудился, рядом с тысячами единоверцев, святой Климент – третий епископ Рима. Добытый ими белоснежный камень, освящённый молитвами, пропитанный потом и кровью мучеников, становился частью крепостных стен, общественных и частных зданий Херсонеса и его хоры, протянувшейся от устья реки Чёрной до Балаклавской бухты.

Карта: «Севастополь и Крым на перекрёстке перемещений народов в эпоху позднего Рима и ранней Византии».

Языческий город постепенно превращался в христианский Херсон – форпост Византии. Он устоял под натиском пришельцев, вторгавшихся на Крымский полуостров в эпоху великого переселения народов. Опираясь на Херсон, Византийская империя удерживала под контролем юго-западный Крым, временами распространяя влияние на всю Таврику и даже за её пределы. В эпоху Великого переселения народов Крым последовательно переходил под контроль готов, гуннов, хазар и других народов. Несколько столетий доминировала Византия, важным инструментом влияния которой было православное христианство. Язычники волна за волной оседали в окрестных долинах. Попадая под влияние более высокой культуры, они постепенно воспринимали христианскую религию и становились союзниками Византии в борьбе с новыми завоевателями. Не устоял Херсон лишь перед русским князем Владимиром, открыв ему свои ворота. В городе приняли святое Крещение киевский князь с дружиной, здесь состоялось венчание Владимира с византийской принцессой Анной.

Со временем теряла свою мощь и величие Византийская империя. Вместе с метрополией угасал и Херсон. Жители покидали его, перебираясь в более пригодные для жизни соседние Ямболи (Балаклава) и Каламиту (Инкерман), другие окрестные селения. Осколком некогда богатого города оставался монастырь Святого Георгия на мысе Феолент, основанный, согласно преданию, ещё в 891 году. Здесь ещё три столетия продолжали молиться и трудиться православные монахи.

 

 

Карта: «Херсонес и Крым в сфере влияния Византии, Хазарского Каганата и русских князей»

Эстафету распространения православия от Херсона приняло княжество Феодоро. В княжестве проживали потомки тавроскифов, сарматоалланов, крымских готов, греки и караимы. Позже туда переселилось много анийских армян. Столицей княжества был Мангуп (ранее – Дорос), который вскоре получил название Феодоро. Правители Феодоро относились к родам Комнинов или Палеологов. Есть версия, что некий Феодор II Гаврас, представитель византийского аристократического рода, который явился на полуостров в качестве наместника, отправленного трапезундскими правителями, вскоре создал государство, назвав его именем самого известного представителя своей династии – Феодоро Гавраса. Он воевал против турок в XI веке, попал в плен, был убит после отказа принять ислам, и через несколько столетий был канонизирован православной церковью.

Первым князем Феодоро после 1362 года называют Дмитрия, имена более ранних правителей княжества Феодоро неизвестны. Феодорийские князья с помощью династических браков сумели породниться с европейскими правителями и наследниками престолов Молдавии, Трапезунда, Московского государства. В армянской летописи говорится о войне 1365 года, во время которой Мамай завладел территориями от Керчи до Херсона. С помощью татаро-монгол город Судак перешел в руки генуэзцев. В русских летописях встречается информация о том, что в конце XIV века Сугдея (Судак) находилась в составе княжества Феодоро, в котором правил Стефан. В 1380 году в битве на Куликовом поле войска феодоритов воевали против Мамая и генуэзцев. Считается, что из-за этого в начале XV века Мангуп был почти полностью разрушен. Войска Тамерлана, разгромив Золотую Орду и Османскую империю, проходя почти полностью разрушили Феодоро. Тем не менее, княжество вскоре смогло восстановить свою независимость. В 1433–1434 годах во время правления князя Алексея I в состав княжества Феодоро входила твердыня Чембало, ранее принадлежавшая генуэзцам. Алексей I сумел отстроить мангупскую крепость, и в 1441 году подписал с генуэзцами мир. В дальнейшем феодориты укреплялись в отбитых у генуэзцев городах: Алуште, Партените, Херсоне и Горзувитах. В 1459 году была отстроена крепость Фуна.

Карта: «Ордынцы и итальянцы в Крыму».

Степная часть Крыма после победы монголов над половцами в 1237 году вошла в состав Улуса Джучи или Золотой Орды, правители которой через Южный Крым вели успешную торговлю в Большом Средиземноморье. Тем не менее, Южный Крым платил дань, а когда отказывался это делать, то на него совершались набеги. Особенно жестоким был поход Ногая, во время которого было разрушено много городов Южного Крыма. Не менее жестокими были нападения литовских войск в XIV веке. В 1363 году Великий князь литовский Ольгерд после разгрома татар на Днепре вторгся в Крым, опустошил Херсонес и увёз церковные ценности. То же самое проделал в Херсонесе и его преемник Витовт. Положение дел не изменилось и после того как в 1441 году было образовано Крымское ханство, отделившееся от Золотой Орды.

После взятия Константинополя турки обратили внимание на Крым и в 1478 году после военного похода превратили Крымское ханство в своего вассала. Они начали военные действия против генуэзских владений и княжества Феодоро. Объединенная армия турок и крымских татар пять месяцев подряд держала в осаде Мангуп. На помощь княжеству Феодоро прибыли молдавские войска. Совместными усилиями им удалось разгромить янычарский корпус, но турки использовали артиллерию и разрушили крепость.  Женщины и дети 15-тысячного города попали в рабство, мужчины Мангупа, в том числе последний правитель Феодоро – князь Александр, были казнены. После турецкого завоевания генуэзских колоний в 1475 году Херсон и Мангуп с окрестными землями вошли в состав отдельного кадилика. В них содержали особо опасных политических заключенных. Власть в Южном Крыму принадлежала османской администрации. В дальнейшем события в Крыму развивались по законам борьбы за власть правящей элиты Крымского ханства.

Затем пришло время нового гегемона Евразии – Российской империи и 3 июля 1783 года моряками молодого Черноморского флота России были заложены первые каменные здания нового города, вскоре получившего имя Севастополь. Согласно русской традиции, прежде всего, начали строить церковь Святого Николая Чудотворца – покровителя мореходов. В первые десятилетия своего существования Севастополь возводился из камней, взятых в руинах Херсонеса, а затем и в каменоломнях Инкермана. Основание российской крепости на берегах одной из лучших в мире бухт ознаменовало стратегическое изменение расстановки политических сил не только в Причерноморье, но и за его пределами. В истории довольно часто можно наблюдать повторяемость масштабных событий, позволяющую говорить о циклах – от 50-летних до 1000-летних. Они проявлялись в истории не только цивилизаций, но и пространств, находящихся между ними. Ярким примером может служить история Крыма, с периодичностью раз в несколько столетий то переходившего из сферы доминирования Евразии под власть Средиземноморья, то возвращавшегося обратно.

Если контроль над Крымом переходил от «Севера» к «Югу» и обратно, юго-западная оконечность полуострова две тысячи лет обозримой истории оставалась форпостом цивилизаций Средиземноморья – языческой греко-римской, православной византийской, мусульманской османской. Вот почему первое известное нам прочное утверждение здесь «северной» православной цивилизации, духовной «дочери» Византии, стало событием, имевшим не только зримое, но и сакральное, метафизическое значение.

Карта: «Российское возрождение Севастополя и Крыма».

Переход Крыма к России и основание морской крепости Севастополь означало превращение России в региональную державу не только на Балтийском море, но и на Черном и Средиземном морях. Это вызвало тревогу в Оманской империи, но с критикой действий России выступила только Франция. В ответ президент Коллегии иностранных дел                  И.А. Остерман напомнил французскому посланнику, что Екатерина II сквозь пальцы смотрела на захват Францией Корсики в 1768 году. Предвидя негативную реакцию со стороны европейских государств, Екатерина II писала Г.А. Потёмкину в апреле 1783 года: «Я твёрдо решилась ни на кого не рассчитывать, кроме нас самих». Брат императора Иосифа II Леопольд Тосканский высказал то, чего боялись в Европе: «Россия отныне станет господствовать на Чёрном море так же, как она прежде господствовала на Каспийском море, и … станет угрожать Турции нападением на Константинополь». Европейские дипломаты подталкивали Османскую империю к реваншу, обещая помощь в войне с Россией. Французские офицеры готовили турецкую армию к неизбежным боевым действиям. Особенно активизировалась деятельность западных государств в связи с путешествием Екатерины II в «полуденные края» в 1787 году.

Надеясь на молодость Черноморского флота и неопытность русских моряков, 13 сентября 1787 года Турция объявила войну России. 3 (14) июля 1788 года у острова Фидониси (ныне о. Змеиный) произошло сражение, в котором турецкий флот, несмотря на численное превосходство, потерпел поражение. 8 июня 1790 года в Керченском проливе произошло очередное крупное сражение. Понеся большие потери, турецкий флот вынужден был покинуть поле боя. В августе того же года в морском сражении, состоявшемся между Гаджибеем (будущая Одесса) и островом Тендра, Черноморский флот под командованием Ушакова одержал очередную победу. Решающая морская битва состоялась 31 августа 1791 года у мыса Калиакрия, в которой турецкий флот потерпел сокрушительное поражение. Турецкий флот был вытеснен с Чёрного моря, а сухопутные войска, лишённые поддержки, прекратили боевые действия. 29 декабря 1791 года в Яссах был подписан мирный договор. Границей России стала река Днестр. Турция согласилась признать присоединение Крыма к России. Было подтверждено право русских судов свободно проходить Черноморские проливы.

Великобритания вела систематическую работу по освоению османского наследия, известного в исторической науке и дипломатии как «Восточный вопрос». Она имела с Турцией договор о свободном распространении на территории Османской империи своих товаров и постепенно наращивала свое влияние, в частности в связи с восстанием в Греции. Однако здесь она столкнулась с противодействием ряда влиятельных стран, и прежде всего России. Драматическое развитие событий в Османской империи возникло в связи с отказом Турции возместить убытки и вознаградить Египет за его участие в подавлении греческого восстания. Египетский паша Мухаммед-Али направил войска под командованием своего сына в Сирию и Ливан (1831 г.). Спустя год египтяне, овладев Киликией и горными тропами Тавра, вошли в пределы Анатолии. В декабре 1832 года у города Конья турки были наголову разбиты, а визирь попал в плен. Султан попросил помощи у Великобритании, но встретил отказ, а Франция открыто поддержала Египет. Россия предложила Махмуду II помощь, и он принял её. В Турцию и Египет выехал русский военачальник и дипломат Николай Николаевич Муравьев-Карский с предложением прекратить войну, но египтяне продолжили наступление. Турция обратилась к России с просьбой направить в Константинополь черноморскую эскадру и корпус русских войск. Узнав об этом, египтяне приостановили наступление. В феврале 1833 года русская эскадра и войска прибыли в Босфор, что стало шоком для Великобритании и Франции.

Теперь уже они добились переговоров между египтянами и турками, но при этом потребовали и удаления русских вооруженных сил из проливов. Россия и Турция согласились, однако за два дня до вывода русской эскадры и войск из Босфора они заключили договор на 8 лет, согласно которому Россия выставляла такое количество войск, которое было бы необходимо для защиты Турции. Турки обязались не пропускать противников России через проливы и пропускать русские войска. Договор вызвал переполох в Европе. В мае 1833 года под давлением Великобритании и Франции Египет и Турция подписали соглашение. Египет формально признавал себя вассалом Турции, но получал в управление Сирию, Ливан и Адану на юге Турции. Поскольку Египет, опираясь на поддержку Франции, отказался предоставить англичанам такие же торговые льготы, какие они имели в Турции, Великобритания стала готовить Турцию к продолжению войны с Египтом.

В 1839 году началась новая война и в первом же сражении войска турок были разбиты (24 июня при Низибе в северной Сирии). Турецкий флот перешел на сторону Египта. В те же дни умер султан, а новый 16-летний султан ничего не мог предпринять. Для усмирения Египта и нейтрализации союзника Турции – России Великобритания привлекла Австрию и Пруссию к подписанию конвенции с Турцией об оказании ей помощи (15 июня 1840 года). В случае нападения Египта на Турцию союзники обязались защищать проливы и Константинополь. Проход по проливам военным судам других держав запрещался. Египетскому паше Мухаммеду-Али предлагалось признать верховную власть султана. После его отказа принять ультиматум англо-австрийский флот обстрелял Бейрут и другие порты Сирии, там вспыхнуло восстание против Египта и Мухаммед-Али вынужден был принять условия держав. Паша признал себя вассалом султана, обязался сократить армию, уничтожить верфи и распространить на Египет действие англо-турецкого торгового соглашения. Флот был возвращен Турции. Франция и Россия оказались бессильными против умелой дипломатии англичан. В конечном счете, 13 июля 1841 года в Лондоне Великобританией, Россией, Австрией, Пруссией, Францией и Турцией была подписана новая конвенция, по которой проход через проливы коллективно контролировался европейскими державами. Таким образом, Великобритания добилась нейтрализации России и Франции на Ближнем Востоке. Отныне Турция превращалась в ее сырьевой придаток и вынуждена была предоставить ей свои рынки на льготных условиях.

В начале 1850-х годов, когда Россия попыталась расширить свое влияние на Ближнем Востоке. Камнем преткновения стало соперничество католической и православной церквей, претендующих на святыни христиан в Палестине. Николай I потребовал от Порты поставить всех православных подданных Турции под его покровительство. Порта при поддержке Англии и Франции отклонила требования царя. В ответ русские войска перешли Прут и оккупировали в июле 1853 года Молдавию и Валахию, которые были вассалами султана. Царь рассчитывал на нейтралитет Австрии и Пруссии, поскольку они были его соратниками по Священному союзу, Франция была слаба, а в Англии вообще не было большой армии. Турция как более слабое государство должна была уступить. Но благодаря виртуозной деятельности британской дипломатии англичане, французы и турки объединились. Англо-французский флот вошел в Мраморное море, дипломатические отношения между Турцией и Россией были прерваны.

Великобритания, подходя, как всегда, комплексно и основательно к решению любых проблем, начала переговоры с Францией, Австрией, Пруссией и Швецией о создании коалиции против России. В сентябре 1853 года по согласованию с англичанами Турция потребовала у России вывести войска из дунайских княжеств. После отказа России она двинула свои войска на дунайском и кавказском направлениях. Турки были оттеснены на Дунае и, несмотря на большой численный перевес, разбиты в Закавказье. В Синопе эскадра Нахимова разбила турецкий флот. В связи с этим Великобритания и Франция объявили в марте 1854 году России войну. Попытки англичан и французов высадить десанты были пресечены, особенно в Петропавловске-Камчатском и в Коле (Мурманская область). Турецкая армия была вторично разгромлена в Закавказье, а на Дунае русские войска перешли в наступление и осадили крепость Силистру.

Карта: «Севастополь в Крымской войне».

Однако в результате скоординированных действий участников коалиции против России положение начало меняться. Русский флот был заперт союзниками в Кронштадте, Свеаборге и Севастополе. Австрия двинула свои войска к границам России и, угрожая войной, заставила Россию вывести свои войска из Молдавии и Валахии, после чего ввела туда свои войска. Против Пруссии и Швеции Россия была вынуждена сосредоточить свои войска в Польше и Прибалтике. В сентябре 1854 года английские, французские и турецкие войска высадились в Крыму, разбили небольшие гарнизоны русских войск и подступили к Севастополю. Остальные русские войска, скованные Австрией, Пруссией и Швецией на суше, британским флотом на всех морях, не могли быть переброшены в Крым. Героические 349 дней обороны Севастополя изумили мир. Они показали обеим сторонам бесперспективность продолжения войны. Превращение Севастополя в центральное звено противостояния мировых держав вывело его и политику вокруг него на геополитический уровень.

Захват Керчи и Кинбурна в Причерноморье, бомбардировка побережий и блокада заставили Россию принять предложение Австрии о начале переговоров. На их основе в марте 1856 года был подписан Парижский мирный трактат по предложениям Франции. Великобритания стремилась отторгнуть от России Кавказ и другие земли, уничтожить российский флот на Черном море и на Балтике, но в связи с восстаниями в Индии согласилась с предложениями Франции. Россия возвращала Турции Карс, союзники возвращали России Севастополь и другие города. Россия отказалась от требования передать под ее покровительство всех православных в турецких землях, но сохранила свое присутствие на Святой земле и согласилась вместе с другими государствами гарантировать «независимость и целостность» Османской империи. Молдавия и Валахия остались под протекторатом Турции и европейских держав. От России отторгалась южная часть Бесарабии, плавание по Дунаю объявлялось свободным, Черное море — нейтральным. России и Турции запрещалось иметь на нем военные базы и флоты. Подтверждался особый режим проливов.

В октябре 1870 года канцлер Российской империи А.М. Горчаков разослал в Англию, Францию, Австро-Венгрию, Италию и Турцию циркуляр, в котором извещал, что Россия более не считает себя связанной постановлениями, ограничившими её суверенные права на Чёрном море. В январе 1871 года в Лондоне открылась конференция, по итогам работы которой 1 (13) марта была подписана конвенция. Она подтвердила принцип закрытия проливов для иностранных военных судов и отменила решения Парижского трактата 1856 года, который ограничивал число русских военных судов на Чёрном море.

Возрождение флота вдохнуло новую жизнь и в Севастополь. В июне 1873 году Севастополь с прилегающей к нему округой был выделен в особое градоначальство. В Адмиралтействе началось постройка военных кораблей, открылись артиллерийская и оптическая мастерские. Учитывая опыт Крымской войны, железная дорога Москва – Лозовая была продолжена до Севастополя. В Севастополе всегда трепетно чтили память героев, защищавших город во время Крымской войны. Символом первой обороны города Севастополя стал Памятник затопленным кораблям. Кроме подвигов защитников Севастополя, в России никогда не забывали и о том, что в Херсонесе – Корсуни в 988 году принял крещение князь Владимир со своей дружиной. К 900-летию Крещения Руси среди руин древнего Херсонеса, в самой высокой части городища был воздвигнут собор в честь Святого Равноапостольного князя Владимира.

В XX веке Севастополь перенёс все испытания, которые обрушились на Россию – три революции, гражданскую и Великую Отечественную войны. Поднимались над ним флаги Германской империи. Город оккупировали войска Антанты, пытавшейся осуществить давнюю европейскую мечту о присвоении Крыма. Из Севастополя на кораблях Черноморского флота уходили в эмиграцию остатки Вооружённых Сил Юга России, потерпевших поражение в борьбе с Красной Армией. Вместе с ними покидали Родину десятки тысяч мужчин, женщин, детей, рассеявшихся по всему миру.

Карта: «Севастополь и Крым в Гражданской войне».

Семьдесят лет жители Севастополя вместе со всем советским народом участвовали в эксперименте по построению социалистического общества. В их жизнь входили новые смыслы и ценности. Возродилась былая мощь Черноморского флота. Одновременно с социалистическим строительством шла борьба с «пережитками прошлого» и их материальными символами. Были переименованы практически все улицы и площади, названные именами защитников города.

Годы Великой Отечественной войны стали тяжелейшим испытанием для моряков Черноморского флота и жителей Севастополя. Для них война началась уже в 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года, когда город подвергся налёту фашистской авиации. Через три месяца началась Вторая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней. Защитники города, представители практически всех народов Советского Союза, ежедневно показывали пример самоотверженности, стойкости и героизма. В освобождённом Севастополе из тысячи зданий государственного жилого фонда уцелело около 10-12, из 5000 домов частного сектора – не более 300. Была разрушена городская инфраструктура. Из более чем 100 тысячного населения довоенного Севастополя на 20 мая 1944 года осталось менее 11 тысяч жителей.

Карта: «Героическая оборона Севастополя и Крыма в Великой Отечественной Войне».

В Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является, наряду с Киевом, городом республиканского подчинения УССР. В принятой в том же году Конституции РСФСР в числе городов республиканского подчинения РСФСР назывались только Москва и Ленинград. Можно с уверенностью сказать, что в рамках единого государства вопрос об административной принадлежности Крыма и Севастополя для высшего руководства СССР и РСФСР, судя по всему, не имел принципиального значения. Причём, при передаче этих регионов из состава одной республики в другую, высшее руководство не только не интересовалось мнением населения, но даже не соблюло юридические процедуры, предписанные Конституциями СССР и РСФСР.

Следует сказать, что жители Севастополя, долгое время бывшего закрытым военным городом, в повседневной жизни практически не почувствовали перемен. В отличие от Крыма, здесь не проводилось даже слабых попыток украинизации. Город оставался многонациональным и интернациональным. Проспект Нахимова и площадь Ушакова, улицы Геловани и Степаняна, Сарандинаки и Шевченко, генерала Крейзера и матроса Кошки гармонично соединялись на карте города.

Набиравшие в Советском Союзе центробежные силы расшатывали единое государство. Перед жителями Севастополя явственно вырисовывалась перспектива оказаться в составе не России, а независимого от неё государства Украина. Попыткой воспрепятствовать центробежным силам стало голосование граждан города на референдуме 20 января 1991 года. 97 % принявших в нём участие высказались за статус Севастополя как «главной базы Черноморского флота, города союзно-республиканского подчинения».

После распада СССР Украина за короткое время смогла переподчинить себе Киевский, Одесский и Прикарпатский военные округа. Несогласные с происходящим командующие этими объединениями покинули свои посты. На смену им пришли генералы, принявшие Военную присягу на верность народу Украины, текст которой 6 декабря 1991 года утвердила Верховная Рада. Подписаться под ней должны были все, кто желал продолжить военную службу. Однако у украинского руководства произошла осечка с Черноморским флотом, в командование которым в сентябре 1991 года вступил адмирал Игорь Владимирович Касатонов. Президент Украины    Л.М. Кравчук потребовал, чтобы Черноморский флот уже 3 января 1992 года присягнул на верность народу Украины. Вместо этого адмирал                   И.В. Касатонов 4 января объявил, что флот по-прежнему подчиняется маршалу авиации Е.И. Шапошникову, на которого решением глав государств СНГ было возложено командование Вооружёнными Силами СССР «до их реформирования», и Главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу             В.Н. Чернавину.

Единодушное отстаивание единства Вооружённых сил участниками Всеармейского совещания, твёрдая позиция командования и большинства офицерского состава Черноморского флота возымели своё действие.               6 февраля 1992 года Верховный Совет России принял постановление о необходимости сохранения единого флота на Чёрном море. В ответ          Л.М. Кравчук издал указ о юрисдикции Украины над Черноморским флотом. Б.Н. Ельцин не заставил себя ждать и ответил законом о статусе российского Черноморского флота. Судьбу флота решали к этому времени не только политические лидеры, но и сами моряки-черноморцы. Набирал размах процесс склонения офицеров, мичманов, старшин и матросов к принятию присяги на верность народу Украины.

2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РСФСР дал заключение, согласно которому указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был ни изменён, ни отменён. Через пять дней VII Съезд народных депутатов РФ поручил Верховному Совету Российской Федерации рассмотреть вопрос о статусе города Севастополя. Выполняя это поручение, Верховный Совет Российской Федерации 9 июля 1993 года рассмотрел его, и, большинством в 166 голосов за, при одном воздержавшемся и отсутствии голосов против, «подтвердил российский федеральный статус города в границах городского округа на декабрь 1991 года» и поручил разработать соответствующие поправки в действовавшую на тот момент конституцию РСФСР 1978 года.

Решения Верховного Совета Российской Федерации по статусу города вызвали крайне негативную реакцию руководства Украины. Осудили действия Верховного Совета РФ по Севастополю и высшие должностные лица исполнительной власти России. Борис Ельцин сказал, что ему «стыдно за это решение» и надо «постепенно и спокойно решать проблемы Черноморского флота и его города-базы». В Заявлении Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 июля утверждалось, что решение Верховного Совета «расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирования ВМФ России на территории Украины, в Крыму и Севастополе».

28 мая 1997 года в Киеве было подписано «Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». С российской стороны его подписал премьер-министр Д. Черномырдин, с украинской — его коллега П. Лазаренко. 12 июня 1997 года над российскими кораблями в Севастополе был поднят Андреевский флаг, заменивший флаг ВФМ СССР согласно Указу Президента РФ от 5 июня 1997 года № 551 «О военно-морской символике Черноморского флота». Окрепла надежда на то, что Россия не оставит Севастополь, как покинула советские военные базы в Восточной Европе и Прибалтике, практически сразу же занятые Соединёнными штатами Америки и их союзниками.

Несомненно, присутствие Черноморского флота в Севастополе стало важным фактором бескровного возвращения города и Крыма в лоно исторической Родины в ходе событий 2014 года, вошедших в историю как «Русская весна».

Даже для людей, далёких от религиозной жизни, становилось ясным, что каноническое Православие является твердыней, о которую разбиваются попытки навсегда оторвать друг от друга народы, тысячу лет находившиеся в едином духовном пространстве. Симферопольская и Крымская епархия устояла перед пропагандой и посулами раскольников. Все храмы и приходы Севастопольского благочиния также сохранили верность Церкви-матери. Укрепление позиций Православия становилось гарантией грядущего воссоединения искусственно разделённого Отечества. В городе Церкви возвращались храмы, отнятые в годы гонений, возводились новые культовые сооружения. В воскресные и праздничные дни их заполняли тысячи верующих, совместно возносивших молитвы о Святейшем патриархе, Русской церкви – матери, о «Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её».

Трудно переоценить сакральное значение не только для Севастополя, но и для Русского мира в целом, грандиозного Собора в Херсонесе, возведённого в XIX веке на месте крещения Святого князя Владимира. Богослужение в храме, разрушенном в годы Великой Отечественной войны, началось ещё в 1992 году. В 1998 году приступили к его восстановлению. 28 июля 2001 года в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Украины Леонида Кучмы был установлен освящённый крест на куполе храма. 3 апреля 2004 года был совершён чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Карта: «Северная корона православия».

Вместе с тем, украинское государство открыло страну для адептов всевозможных неохристианских, псевдовосточных и синкретических культов. Их нашествию подвергся и Севастополь. Миссионеры различных зарубежных религиозных организаций проповедовали на улицах и площадях, стучались в двери горожан, устраивались в качестве «носителей языка» преподавателями в школах и вузах, организовывали на своих квартирах всевозможные группы и кружки, вовлекая в них молодёжь. Религиозному «переформатированию» населения можно было противостоять лишь просветительской деятельностью в рамках канонического Православия. В Крыму и Севастополе возникли Общества православных педагогов, которые, наряду с другими церковными и общественными структурами, приступили к этой деятельности.

С 2005 года в Севастополе по благословению митрополита Симферопольского и Крымского начал работу созданный на общественных началах Православный народный университет. Цель этого учебного заведения, действующего по сей день, дать необходимые богословские знания каждому желающему, вне зависимости от его возраста и уровня светского образования.

Русская Православная церковь и Черноморский флот стали двумя якорями, предотвратившими дрейф Севастополя от Отечества, двумя столпами надежды на воссоединение с ним.

6 марта 2014 года на внеочередной сессии Севастопольского городского совета были приняты решения о вхождении города Севастополя в состав Российской Федерации и поддержке решения Верховного Совета Автономной Республики Крым о проведении референдума по этому вопросу, о принятии участия города в его проведении 16 марта 2014 года.

11 марта Севастопольский городской совет и Верховный Совет АРК приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. Ссылаясь на Устав ООН и решение Международного суда ООН о правомерности провозглашения независимости Косова, они заявили, что в случае принятия на референдуме 16 марта решения о присоединении к России, Крым после референдума будет объявлен независимым государством и в таком статусе обратится к России с предложением о заключении договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.

По официальным результатам референдума 95,6 % жителей Севастополя, принявших участие в голосовании, при официальной явке 89,5 %, высказались за присоединение к России. 17 марта Севастопольский городской совет обратился с просьбой к руководству России включить город в состав РФ как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца был подписан договор о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации и об образовании двух новых субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Через 3 дня Президент России В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». 11 апреля 2014 года новый текст Конституции был официально обнародован.

Возвращение Крыма в лоно России, всенародный подъём в связи с этим событием, продемонстрировали устойчивость в «культурной памяти» народа представления об особом сакральном значении полуострова, о Херсонесе — Севастополе как месте, с которого началось просвещение и объединение людей в едином духовном и культурном пространстве Руси. Посетив Севастополь в августе 2017 года, Президент России В.В. Путин на встрече с сотрудниками музея-заповедника «Херсонес Таврический» ещё раз подтвердил это. Отметив факт крещения здесь князя Владимира, он подчеркнул, что «после этого началось укрепление централизованного российского государства», что место «где мы сейчас находимся, имеет уникальное значение для нашего государства, нашего народа и для нашей государственности».

 

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Не забудь поделиться